The God has created a man in order that he creates that the God fails to do



Wednesday, 30 March 2011

Из книги: человечество паразитирует на ученых…

По моему мнению, человечество паразитирует на ученых. Эйнштейн жил на одну профессорскую зарплату, а Дарвин вообще ничего не получал. «Максвелл дал человечеству больше, чем все фондовые биржи мира за всю историю их существования» – это слова Маргарет Тэтчер в ее бытность премьер-министром Великобритании. Действительно, весь технический прогресс в XX веке основан на уравнениях электродинамики Максвелла.

Впрочем, ученым и мыслителям воздается мировой славой, правда, обычно посмертно.

Многие ли знают, кто был королем или королевой Великобритании при Ньютоне, мэром Афин – при Аристотеле или Римским папой – при Галилее? Греция навсегда останется великой страной благодаря десятку творцов: Гомеру, Сократу, Платону… И так же Италия, Франция, Англия… И Россия – тоже благодаря Толстому, Достоевскому, Шостаковичу… Но не именами царей, генсеков и президентов.

Показательно, что мировая история помнит только одного богача. Это Крез (595 – 546 гг. до н. э.), последний царь Лидии («богат как Крез»). Однако попал он в историю вовсе не из-за своего богатства, а благодаря поучительной притче, другим персонажем которой в одном из вариантов был древнегреческий философ Фалес (около 625 – 547 гг. до н. э.), основатель милетской школы. В 546 г. до н. э. Лидию завоевал персидский царь Кир II, который приказал сжечь Креза на костре. Уже из пламени Крез якобы воскликнул: «Фалес, ты прав!». Заинтригованный его словами, Кир велел потушить огонь, и Крез рассказал, что некогда пригласил к себе Фалеса и в беседе о счастье спросил его мнение о себе: «Можно ли меня считать счастливым?» Фалес ответил, что нельзя жизнь человека назвать удавшейся, пока тот не умер.

Сократ, Платон, Аристотель, Данте, Галилей… По исторической славе с ними могут сравниться только три государственных деятеля и полководца: Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон, и именно потому, что их завоевания приобрели потом еще и громадное «цивилизационное» значение. Это расширение ареалов греческой (Александр Македонский) и римской (Цезарь) культур, ставших в результате мировыми культурами. А Наполеон, покончивший с французской революцией, перепахав своими армиями Европу, поразительным образом превратил ее в Великую французскую революцию (событие всемирно-исторического значения) с ее непреходящими и вдохновляющими «liberté, égalité, fraternité». Впрочем, сам Наполеон считал своим главным достижением не «99 выигранных сражений», а составленный под его руководством кодекс законов – кодекс Наполеона. И он был прав: все его победы были перечеркнуты поражением под Ватерлоо, а кодекс Наполеона стал фундаментом новой буржуазной Европы.

Тот, кто ушел из науки, – всегда неудачник, даже если потом он стал миллиардером, президентом страны или «совестью» нации. И он это знает. Как известно, Эйнштейну предлагали стать первым президентом Израиля, но он отказался под политическим предлогом. Но я думаю, что этот пост «завсклада» его просто не привлекал. Рассказывают, что уже упоминавшаяся Маргарет Тэтчер как-то встречалась с делегацией парламентариев нашей страны и спросила одного из них, кто он по профессии. Тот гордо ответил: «Я политик!». «А я химик-технолог», – скромно сказала Тэтчер.

Политики и чиновники теряют влияние, как только они лишается власти и своих постов. Влияние мыслителя, философа, ученого не ограничено ни временем, ни  пространством. Для этого ему не нужны ни власть, ни армия, ни народ, а достаточно слова, написанного или сказанного. Кто стал самым влиятельным в истории человечества? Я думаю, что Аристотель. Он повлиял не только на античный греко-римский мир (там с ним сопоставимы Платон, Демокрит и др.), но реанимация его учения Фомой Аквинским в XIII веке отвернула Европу от унылого религиозного средневековья и открыло ей (и за ней и всему человечеству) будущее. Из ученых – это Ньютон. Его результат объяснил все доступное тогда человеку мироздание и, самое главное, показал, что им управляют законы, не подчиненные ни человеку, ни богу. Недаром появилась легенда, что на вопрос: «А где же в вашей системе бог?», он якобы ответил: «Она не нуждается в этой гипотезе».

Закон тяготения Ньютона и в Малом Магеллановом Облаке – закон тяготения, хотя не Ньютона.


Ссылка:

Г. Сарданашвили, "Я - ученый: Заметки теорфизика" (УРСС, 2010)

 

No comments:

Post a Comment