The God has created a man in order that he creates that the God fails to do



Monday, 2 May 2011

Современная физика: объективная истина многовариантна

Я – ученый-материалист, и для меня конечной целью науки является объективная истина. Истина – гносеологическая категория. В материалистической философии объективная истина – это «правильное отражение объективной реальности в мысли». Не буду обсуждать такое определение. Отмечу только, что, если ограничиться объективной истиной, наукой не является большая часть математики, математической и теоретической физики, развивающих абстрактные математические и теоретические модели без непосредственной связи с реальностью. Истина в таких моделях является конвенциональной, в духе философской концепции конвенционализма, теоретические принципы которого были разработаны в начале XX века великим французским математиком Анри Пуанкаре.

Конвенциональная истина – неотъемлемый продукт всякой математизированной науки, в том числе, конечно, и теоретической физики. Многие ученые вполне такой истиной удовлетворяются, ограничиваясь своего рода «математическими играми». Время от времени та или иная такая «математическая игра» становится особенно модной. В 90-е годы это была, например, теория суперсимметрий, а сейчас – струнная теория и некоммутативная геометрия. Плохо то, что нет четкого различия между конвенциональной истиной и просто мнением. Любое мнение, определенным образом формализованное, может предстать как конвенциональная истина – законный продукт научной деятельности. Таким образом, происходит размывание понятия истины. Особенностью конвенциональной истины является то, что она сама себе реальность и поэтому абсолютна, но она не однозначна. Суждение, истинное в одной формальной логической модели, может быть недоказуемым или вообще не выводимым – в другой.

В отличие от конвенциональной истины, объективная истина в марксистской материалистической философии, хотя и относительна, но полагается единственной. Реальность единственна, и ее правильное отражение тоже единственно.

До недавнего времени такой точки зрения придерживались и ученые-физики. Современная ситуация в теоретической физике вынуждает признать следующее. Никакая сколько-нибудь сложная физическая система не описывается одной теоретической моделью. Необходимы несколько моделей, каждая из которых имеет свою область приложения и правильно характеризует только какую-то часть или какой-то один аспект физической системы. Пока, казалось бы, ничего страшного. Однако на пересечении областей приложения эти модели, как правило, принципиально не согласуются. Таким образом, может не существовать одного правильного отражения реальности, то есть объективная истина является многовариантной.

Следует отметить, что представление об объективной истине не так широко распространено, как хотелось бы. Понятие объективной истины чуждо всем существующим мировым религиям. В Европе оно сохранилось как наследие греко-римской культуры благодаря математике, римскому праву («закон есть закон») и реанимации Аристотеля Фомой Аквинским в XIII веке.

Концепция истины является порождением древнегреческой культуры. Она возникла благодаря одной особенности религии древних греков, а именно: их боги не всемогущи. Есть судьба, над которой они не властны. Зевс приковал Прометея не в наказание за то, что он дал людям огонь, а потому что Прометей знал его судьбу и знал, как ее избежать. Концепция истины выражала представление древних греков о существовании чего-то объективного, не зависящего от воли людей и даже богов. А значит, истина превыше всего. Математика (сводившаяся тогда к геометрии) особенно впечатляла греков. Ее законы были для них не просто утилитарными правилами возведения инженерных сооружений, а конкретным воплощением абсолютной истины, справедливой всегда, везде и для всех.

Я являюсь редактором международного журнала по математической физике «International Journal of Geometric Methods in Modern Physics» и получаю статьи из разных стран, переписываясь с их авторами. При этом я наблюдаю определенную особенность менталитета ученых из Индии и Китая. Им чуждо понятие истины, они трактуют истину как мнение. Если статья ошибочна и ее автор получает отказ, он считает, что у меня или рецензента просто другое мнение. Это не удивительно. В Индии и Китае свои великие культуры, и древние греки им «не указ». Примечательно, что ученые из мусульманских стран, как правило, следуют европейской традиции. В этой связи тревожит то, что ученые из стран третьего мира в последнее время начинают доминировать в мировых научных центрах и в редакциях ведущих журналов, и наука может утратить свою суть – поиск истины.

 

No comments:

Post a Comment