Вышла моя новая книга: Г.А. Сарданашвили, «Между рассветом и закатом. Советская физика в 1950-79 гг» (М., УРСС, 2014)
Аннотация
Это миф, что Советский Союз преуспел в развитии науки. Он создал «советскую» науку – науку мирового уровня по предмету и результатам исследований, но весьма особую как систему – государственную и директивно управляемую, что ее и погубило. Правда, едва ли не до 60-х годов это еще не была «советская» наука – книга посвящена физике. Ее делали дореволюционная профессура и ее «непролетарские» ученики 20 – 30-х годов – генерации Иоффе, Скобельцына, Френкеля, Семенова, Капицы, Тамма, Фока, Курчатова, Харитона, Иваненко, Ландау, Боголюбова и др. Однако, когда наука в 60 – 70-е годы стала действительно «советской», ее самой как мировой науки не стало. В книге дается критический анализ, как все это произошло.
Содержание
О КНИГЕ
ОБ АВТОРЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
Свобода – имманентное свойство жизни
Что такое человеческое сознание?
Мышление суждениями не универсально и антропоморфно
Истина многовариантна и противоречива
Всякая система суждений или неполна, или противоречива
Всякое директивное руководство некомпетентно
Что такое советский общественный строй?
Примечание. Формальные логические системы
Примечание. III Династия Ура древней Месопотамии
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ
Ядерная физика в СССР. Начало
Репрессии 30-х и 40-х годов
Советский Атомный проект. Смогли
ГЛАВА 3. СОВЕТСКАЯ ФИЗИКА. ЦИФРЫ
Физики
Институты
Инструменты
Ускорители
Телескопы
Достижения
Выпуск физфака МГУ 1952 г.
ГЛАВА 4. КАК ЭТО БЫЛО
Биофизика в СССР. Начало
Борьба за физфак МГУ
Гравитация в СССР: «Мы в этом вопросе можем отстать»
Космические исследования (1957 – 85 гг.)
ГЛАВА 5. «СОВЕТСКАЯ» ФИЗИКА. ОЦЕНКИ
Что такое «советская» наука?
Вертикаль Академии Наук
Партийная физика
Под эгидой «оборонки»
«Невыездная» наука
Две стороны «пятого пункта»
ЧТО ДАЛЬШЕ?
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Лист ведущих советских ученых-физиков (1950 – 79 гг.)
2. Лист главных научных физических институтов (1950 – 79 гг.)
3. Мировые достижения в фундаментальной физике (1950 – 79 гг.)
4. Лист выпускников физфака МГУ 1952 г.
5. Физфак МГУ. Письмо академиков (1944 г.)
ЛИТЕРАТУРА
О книге
Это миф, что Советский Союз преуспел в развитии науки. Он создал «советскую» науку – науку мирового уровня по предмету и результатам исследований, но весьма особую как систему – государственную и директивно управляемую. Правда, едва ли не до 60-х годов это еще не была «советская» наука – книга посвящена физике. Ее делали дореволюционные кадры и их «непролетарские» ученики 20-х годов – генерации Иоффе, Скобельцына, Френкеля, Семенова, Капицы, Тамма, Фока, Курчатова, Харитона, Иваненко, Ландау, Боголюбова и др. Однако, когда наука в 60 – 70-е годы стала действительно «советской», ее самой как мировой науки не стало. В книге дается критический анализ, как все это произошло.
Я сосредоточусь на периоде 1950 – 79 гг. Почему? Во-первых, к 1950 г. были более или менее преодолены непосредственные последствия войны, демобилизованы армия и промышленность, восстанавливались оказавшиеся под оккупацией территории и т. д. Страна вышла на этап мирного развития, хотя и под эгидой подготовки к новой, уже ядерной, мировой войне. Во-вторых, проведя в 1949 г. испытание атомной бомбы, СССР вступил в 50-е годы уже в совершенно новом качестве ядерной державы. Именно 1950 – 79 гг. были периодом его сопоставимого паритета с США в ракетно-ядерных вооружениях и освоении космоса, вылившегося в «гонку вооружений» и острое научно-техническое соперничество.
Однако к началу 80-х годов СССР эту соперничество стал безнадежно проигрывать. Отставание было настолько явным, что это понял тогдашний американский президент Рональд Рейган (1981 – 89 гг.) и предвосхитил крах СССР. И конечно, об этом знало советское руководство. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. начался мучительный поиск решения проблемы, приведший к власти «реформатора» Горбачева в 1985 г., пытавшегося модернизировать СССР в рамках советской системы, но безуспешно. Через шесть лет СССР рухнул, сам по себе, «без крови», как иссохший на солнце песочный замок.
По своей научной специализации я – физик-теоретик, и потому в книге в основном ограничусь фундаментальной физикой и близкими к ней областями. Что имеется в виду?
Современная наука подразделяется на фундаментальную, прикладную и технологическую. Фундаментальная наука открывает новые законы, прикладная наука апробирует уже известные законы в утилитарных целях, а технологическая (техническая) наука разрабатывает желаемый продукт и технологии его производства.
Таким образом, фундаментальная наука дает знание, а прикладная и технологическая его опосредуют. Однако всякое знание самоценно само по себе, даже если оно утилитарно не востребовано. Почему? Во-первых, знание – это о том, что есть, вне отношения к нему человека. Человечества могло и не быть, а гравитация есть. Во-вторых, заранее не известно, чем обернется то или иное знание. Никто в 1932 г. не предугадывал, что открытие нейтрона, уже через 13 лет приведет к созданию мощнейшего оружия. В-третьих, никакое знание не изолировано, оно всегда встроено в общее знание, да и в мировоззрение. Хрестоматийный пример – эйнштейновская специальная теория относительности. В начале XX века в ней разбирались единицы, но мысль, что даже время не абсолютно, изменило тогдашнее человечество.
Еще в конце XIX века почти вся наука была фундаментальной, а в XVI веке науки, вообще говоря, не было. Даже математика в XIX веке была не вполне наукой, пока не признала правомерность доказательства существования не путем построения.
Если обратиться к физике, то, например, физика полупроводников настолько полно изучена (четыре Нобелевские премии 1956, 1973, 2000 и 2009 гг.), что уже давно, с 70-х годов, является прикладной и технологической наукой, и последняя из упомянутых выше Нобелевских премий «за изобретение полупроводниковой схемы для регистрации изображений – ПЗС-сенсора» (Уиллард Бойл, Джордж Смит, 2009) тому свидетельство. В противоположность полупроводникам, сколько-нибудь исчерпывающей теории ядерных сил так и не удалось построить (всего две Нобелевские премии 1963 и 1975 гг. за весьма частные результаты), но после создания атомного реактора и атомной бомбы ядерная физика уже в 50-е стала в основном технической, более того, промышленной и оборонной отраслью, для которой оказались вполне достаточными феноменологические формулы и закономерности. Три из шести Нобелевских премий по физике советских ученых (Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург) получены за физику сверхтекучести и сверхпроводимости, которая уже в 60-е годы тоже перешла в разряд прикладной.
Я не касаюсь в книге радиофизики, физики сред, геофизики. А биофизика? Все-таки биофизика по самому предмету исследования – белковая жизнь на планете Земля – это биология. Живая система определяется как структура, участвующая в своем воспроизведении, т. е. в возникновении себе подобной структуры, которая не могла бы появиться, если бы исходной структуры не было (см. Свобода – имманентное свойство жизни). Это их характеристическое свойство не описывается физическими законами. Но в книге я говорю о биофизике (см. Биофизика в СССР. Начало), поскольку своим становлением в СССР она во многом обязана советскому Атомному проекту. Другим аппендиксом советской военной программы стали научные космические исследования (см. Космические исследования (1957 – 85 гг.)).
К фундаментальной же физике с середины XX века неизменно относятся теоретическая физика, физика элементарных частиц, астрофизика и космология. Это – вершина мировой физической науки, которой принадлежит 32=60% из 54 исследований в период 1950 – 79 гг., удостоенных Нобелевских премий по физике (см. Приложение 3).
При этом, развитие фундаментальной физики и математики в той или иной стране во многом определяет квалификацию ее вузовских преподавателей, а тем самым обуславливает ее общий научно-технический уровень. Кстати, во многих ныне развивающихся странах это вполне осознают, например, в Иране, несмотря на его нынешний клерикальный режим, в чем я сам удостоверился, будучи на протяжении десяти лет главным редактором международного журнала по математической физике. Это, надо отдать ему должное, прекрасно понимало и руководство СССР, в противоположность сегодняшней российской власти. Однако сам характер советского государства препятствовал развитию в нем фундаментальной науки (см. Что такое «советская» наука?).
С другой стороны, уже в 80-е годы развитие фундаментальной физики (ускорители, орбитальные телескопы и др.) стало невозможно без изощренной техники и высоких технологий. СССР тогда таковыми не располагал и безнадежно отстал (см. Инструменты). С этой проблемой столкнулись и другие страны, за исключением США. Однако они нашли выход в международной научной кооперации, хрестоматийный пример которой – ЦЕРН. Тогда как советская наука была целенаправленно изолирована от мировой науки и, более того, противопоставлена ей (см. «Невыездная» наука). Подобно гонке вооружений, шла своего рода научная гонка: «мы» или «они». И «мы» в этой гонке проиграли. Почему? Об этом моя книга.
А что же дальше? Боюсь, что ничего, что 50 – 60-е годы XX века были вершиной не только советской, но вообще отечественной физики на все времена. Потому я и написал эту книгу.
Look Inside